Источник: Барсукова О. В. Элементы игротерапии в работе с детьми раннего возраста и их родителями (из опыта работы в Центре игровой поддержки) [Текст] / О. В. Барсукова // Молодой ученый. — 2012. — №3.
Элементы игротерапии в работе с детьми
раннего возраста и их родителями (из опыта работы в Центре игровой поддержки)
Огромная роль в
развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской
деятельности. Игра выступает как предпосылка и условие благоприятного социального
и психического развития детей как преддошкольного, так и дошкольного возраста. Игра
– это также способ приобщения ребенка к миру культуры, мягкая форма обучения жизненно
важным умениям, способ ознакомления с широким спектром видов человеческой
деятельности, способ корректирования поведения ребенка, деликатное диагностирование
уровня развития разнообразных способностей ребенка, способ психолого-педагогической
помощи ребенку в решении реальных жизненных проблем и наиболее простой способ
формирования дружеских отношений между детьми. В зарубежной и отечественной
литературе перечисленные функции относятся преимущественно к игре детей
дошкольного возраста, в то время как период раннего детства в данном контексте
часто оставался неохваченным.
В последние годы в системе дошкольного
образования особое внимание уделяется именно педагогике раннего детства.
Отмечается тенденция к восстановлению системы «ясельного» образования детей
раннего возраста, успешно работавшей до 80-х годов прошлого столетия [6]. Значительным
достижением последнего времени стала активная разработка и внедрение в практику
таких вариативных форм дошкольного образования, как группы кратковременного
пребывания, лекотеки, консультативные пункты, центры игровой поддержки ребенка,
службы ранней помощи.
Центр игровой
поддержки ребенка осуществляет психолого-педагогическую деятельность,
направленную на всестороннее развитие детей, на основе современных методов
организации игровой деятельности, а также проводит консультативную и просветительскую
работу с родителями направленную на создание развивающей среды в условиях
семейного воспитания. С другой стороны, Центр дает специалистам уникальную
возможность изучить психологию современных родителей, узнать потребности семьи,
выявить актуальные проблемы и особенности развития детско-родительских отношений.
В процессе
работы нами был выделен ряд проблем, которые требуют от педагога-психолога
структурного подразделения не только ознакомления и обучения родителей приемам
игр с современными видами игровых средств, но и умения организовывать недирективную
игру в диаде «ребенок – родитель» с элементами игротерапии. Элементы терапии
игрой в нашем Центре используются преимущественно в играх с детьми от двух лет.
Наиболее частыми причинами включения техник игротерапии в развивающий процесс являются
следующие:
- неправильные
воспитательные приемы, и в целом стиль воспитания ребенка;
- резкие перемены
в жизни семьи (переезд, развод, рождение второго ребенка);
- отсутствие
единого подхода родителей в вопросах воспитания;
- отсутствие
необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности, доступной возрасту
ребенка;
- неправильное
построение режима дня ребенка, трудности в овладении бытовыми навыками и
навыками самообслуживания;
- трудности в
протекании адаптации к условиям структурного подразделения;
- эмоциональные
проблемы малышей (тревожность, страхи, агрессивность, застенчивость,
капризность и др.);
- психологическое
сопровождение ребенка в период переживания «кризиса трех лет».
В
последнее время игровая терапия вызывает большой интерес и внимание специалистов,
работающих с детьми. Это не случайно, ведь игра для ребенка – самый естественный
способ рассказать о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте. В. Экслайн рассматривает
игру как процесс, в котором ребенок проигрывает свои чувства, таким образом выводя
их на поверхность, вовне, получая возможность взглянуть на них со стороны или
научиться управлять ими, либо отказаться от них [2 с. 12]. Зачастую беседы родителей
с детьми, увещевания оказываются неэффективными и малопонятными, особенно детям
раннего возраста. Игротерапия же предлагает альтернативу – процесс
взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры, в котором на глубинном
ценностном уровне происходит волшебное таинство собирания и укрепления
собственного Я, успешное моделирование собственного настоящего и будущего. У
ребенка также появляется привилегия сравнить себя с самим собой. В результате
такого опыта самоисследования, опыта «я-во-взаимодействии-с-другими», опыта
саморазвития и самовыражения он учится принимать и уважать не только себя, но
еще и других [7 с. 7].
Из
основных направлений развития игротерапии, выделенных Г.Л. Лэндретом, терапия
отреагирования и недирективная игровая терапия наиболее подходят для работы с
детьми раннего возраста и их родителями. Такая терапия успешно применяется в
работе с детьми с повышенной агрессивностью, тревожностью, страхами, низкой
самооценкой, боязнью неудач, она показана детям, пережившим психологические
травмы, ставшим жертвами или свидетелями разного рода насилия, чрезвычайных
происшествий, смерти или тяжелых болезней близких и значимых взрослых. Данный метод
может быть использован одновременно и в качестве диагностики, и, прежде всего,
как коррекционный и психотерапевтический подход, полезный практически всем
детям. Важно отметить также, что недирективная терапия не тратит усилий на то,
чтобы управлять ребенком или как-то изменить его, основываясь на идее, что
поведение ребенка всегда направляется к наиболее полной самореализации [2 с. 16].
Это отмечал и Г.Л. Лэндрет. Он писал, что дети – лучший источник информации о
самих себе. Они вполне способны направлять свой собственный рост; им
предоставляется свобода быть самими собой в процессе разыгрывания чувств и
переживаний. В игровой комнате дети творят собственную историю, и терапевт с
уважением относится к тому направлению, которое выбирает ребенок. Терапевт,
центрированный на ребенке, стремится установить такие отношения с ним, которые
облегчили бы внутренний эмоциональный рост ребенка и усилили бы его веру в себя
[3 с. 53].
Рабочая система
терапевтических отношений с детьми лучше всего создается в игре, ведь именно игра
дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. В. Экслайн пишет,
что игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне
всякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение
ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда
он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых
действий. Он высвобождает чувства и установки, которые настойчиво стремились вырваться
на свободу [3 с. 18]. Обобщая же свою концепцию игровой терапии, В. Экслайн
отмечает: «Игровой опыт терапевтичен, поскольку в игре создаются безопасные
отношения между, ребенком и взрослым, так, что ребенок свободен утверждать себя
так, как он умеет, в точности таким, каков он в данный момент, собственным
способом и в собственном темпе» [4 с. 34]. Позже этот подход и стали называть
игровой терапией, центрированной на ребенке. Отношение к детям, базируется на
следующих посылках о том, что такое ребенок, которые являются для терапевта
теми рамками, в которых строится самопроективная установка на детей. Эти
посылки состоят в следующем:
˗
дети
– это не маленькие взрослые, и терапевт должен помнить об этом.
˗
дети
– люди. Они способны к глубоким эмоциональным переживаниям боли и радости.
˗
дети
уникальны и заслуживают уважения. Терапевт ценит уникальность каждого ребенка и
уважает в каждом из них личность.
˗
дети
выносливы. Дети обладают огромной способностью к преодолению препятствий и
неблагоприятных обстоятельств в своей жизни.
˗
дети
имеют врожденную тенденцию к росту и созреванию. Они обладают; внутренней
интуитивной мудростью.
˗
дети
способны к позитивному управлению собственной деятельностью. Они способны
творчески взаимодействовать с собственным миром.
˗
игра
– естественный язык ребенка, она является средой для его самовыражения, в которой
он чувствует себя наиболее комфортно.
˗
дети
имеют право на молчание. Терапевт уважает желание ребенка не разговаривать.
˗
дети
уносят терапевтический опыт туда, где они должны жить. Терапевт не пытается
определить, когда и как ребенок должен играть.
˗
рост
ребенка нельзя ускорить. Терапевт признает это и проявляет терпение в том, что
касается развития ребенка.
Профилактика
психоэмоционального состояния ребенка проводится во время игрового развивающего
сеанса в кабинете педагога-психолога, на котором присутствует мать или отец. Зачастую
элементы игротерапии слиты с развивающими играми и тем самым они взаимно
дополняют друг друга. Педагог-психолог должен быть нейтрально-доброжелателен,
эмпатичен и сохранять статус сопровождающего, идущего за ребенком. Необходимо поощрять
активность и инициативность малыша, а также при необходимости мягко отстранять
чрезмерно активных родителей, если они привносят правила в игру ребенка или
высказывают о ней критические замечания.
На практике мы
убедились, что наиболее эффективными в работе с детьми являются игры с
народными деревянными игрушками, природными материалами, водой и разнообразными
сыпучими материалами (песок, крупы), игры с бумагой, красками и со сказочными
персонажами. Следует отметить, что многие игрушки могут использоваться для
развития различных сторон психики ребенка. Так, например, игровые мягкие модули,
предназначенные для развития общих движений могут использоваться и для
эмоциональной разрядки ребенка. Игры с водой и сыпучими материалами не только
способствуют развитию мелкой моторики рук, но и способствуют эмоциональному
расслаблению, релаксации. Пальчиковые куколки не только развивают мышцы кистей
рук и активную речь, но могут быть и элементом драматизации, проигрывания
переживаний.
Важность
периода раннего детства невозможно переоценить. Ведь именно сейчас у ребенка
происходит огромный скачок в физическом, моторном, интеллектуальном, речевом
развитии. Если упустить это время, наверстать его очень трудно, а иногда и невозможно
[1 с. 6]. Особенно это касается развития эмоциональной сферы ребенка. Известно,
что эмоциональное состояние малышей во многом перекликается с эмоциональными проблемами
матери. Без влияния извне ребенок не становится тревожным, боязливым или агрессивным.
Иногда встречаются проявления так называемой депривационной симптоматики (deprivation –
лишение, потеря), связанной с лишением ребенка важных условий его
психологического развития. А именно – безопасной связи с матерью.
Уже более полувека в науке разрабатываются концепции,
пытающиеся объяснить влияние депривационных условий воспитания на развитие
ребенка. Все эти концепции приходят к тому, что в результате депривации ребенок
оказывается лишенным главного фактора, необходимого для развития личности.
Разные авторы по-разному называют этот фактор: «безусловное позитивное
внимание» (К. Роджерс),
«безусловная любовь»
(Р. Кемпбелл), «привязанность» (Дж. Боулби), «сильная и устойчивая
эмоциональная связь»
(М. Эйнсворт) и т.д. Здесь по сути имеется в виду одно и то же – ребенок с первых
дней жизни должен расти в обстановке любви, чувствовать себя ценным, нужным,
любимым, вне зависимости от своего поведения, успехов и качеств. Отечественная теория
депривации имеет
сходство с западной в том, что также отводит центральную роль в развитии
личности взаимодействию взрослого с ребенком (Л.С. Выготский, Л.И. Божович,
М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.). Депривация рассматривается как нарушение или
несформированность у ребенка специфической человеческой потребности в общении. Речь
идет о семьях с нарушенными детско-родительскими отношениями. Многие дети из
таких семей страдают не только из-за отсутствия благоприятных условий для
жизни, но и из-за дефицита внимания со стороны взрослых, что приводит к тому,
что ребенок развивается в эмоционально и информационно бедной среде. Здесь
могут присутствовать различные типы неэффективного родительского отношения, например,
эмоциональное отвержение – недостаток, отсутствие эмоционального контакта родителей
и ребенка, нечувствительность родителя к потребностям ребенка. Конечно, при
таких сложных ситуациях родителям и семье в целом необходима квалифицированная
помощь психолога или психотерапевта. А при работе с детьми полезно
начинать игровой сеанс с особых упражнений, создающих положительный
эмоциональный настрой и ориентирующихся на преодоление трудностей. Игра для
ребенка – это способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей его
действительности. Она, как и рисование, позволяет лучше понять переживания
детей, их интересы, потребности, характер, темперамент. Она помогает ребенку
приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе в общении,
усвоить социальные нормы поведения, доставляет ребенку удовольствие, повышает
жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. К тому же игра,
как уже было отмечено, обладает терапевтической функцией, поскольку в ней
травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит
ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование – так
называемый катарсис [5 с. 22].
Игры с
безопасным взрослым (помимо родителей) позволяют лучше адаптироваться к реальной
жизни. Ребенок, включаясь в игру, переступает порог застенчивости и страха, подражает
в игре любимым героям и персонажам. Для этой цели можно использовать народные,
ролевые подвижные игры с предметами. Играть в такие игры можно уже с первого
года.
При поступлении
в Центр дети иногда уже отягощены грузом проблем семейных, домашних неудач,
неуверенности в себе и страхом к окружающему. Страх – одна из эмоций, которая
может возникнуть уже в период новорожденности. Ребенок очень рано может бессознательно
«заражаться» эмоцией страха и тревоги от других. А осознавать, что другому
страшно, он способен лишь с 5 лет. Уже в полгода у детей часто возникает страх
при встрече с незнакомыми людьми, при виде необычных предметов или необычной ситуации.
В 1–2 года страх
незнакомых людей почти проходит, но всегда присутствует по отношению к
неадекватно ведущим себя взрослым и детям (пугающих, обижающих и т.д.).
Появляется боязнь врачей и медицинских манипуляций, которые могут причинить
боль. У немногих детей с переменным успехом может присутствовать страх высоты
(боязнь забираться на лесенку, быть поднятым высоко над головой). В этом
возрасте каждый третий ребенок боится оставаться без мамы. Это указывает на
повышенную эмоциональную чувствительность и привязанность к маме. Ближе к 1,5
годам появляется страх неожиданных резких звуков. Он обусловлен инстинктом
самосохранения, так что не стоит заострять на нём внимание при условии, что
ребенок не слишком сильно и долго беспокоится.
В 2–3 года многие
страхи второго года плавно переходят на третий год (боязнь врачей, уколов и
резких звуков). С возрастом привязанность к родителям растет. В связи с этим
возникает страх одиночества и потеря эмоционального контакта с мамой. Так же в
этом возрасте на ребенка обрушивается слишком много запретов, а как следствие
применение запугиваний («Сейчас отдам тебя милиционеру!») и наказаний с целью добиться
послушания. Это не может не отразиться на эмоциональном состоянии ребенка. В
этот же период дети могут начать бояться животных, так как начинают понимать,
что они не такие уж и безобидные. После 3-х лет многие дети начинают бояться
темноты, что совпадает по времени с развитием сферы воображения ребенка. Не
отделяя вымысел от реальности, дети иногда начинают бояться персонажей сказок:
Бабы Яги, Кощея и др.
Итак, как уже
было отмечено, игра – это особый вид активности ребенка, позволяющий ему в
безопасной ситуации накапливать свой эмоциональный и социальный опыт, получать
знания и совершенствовать имеющиеся умения и навыки. Игра для детей – это способ
научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и
ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных,
структурах, людях. Включаясь в процесс игры, дети научаются жить в нашем
символическом мире – мире смыслов и ценностей, в то же время исследуя,
экспериментируя, обучаясь. Известно, что дети часто бывают не в состоянии
осознать и рассказать о своих проблемах, а в игре с безопасным взрослым они
получают возможность выразить, преодолеть и разрешить свои проблемы, травмы, накопленные
эмоциональные переживания и трудности.
В связи с этим игровая
поддержка ребенка, представляющая собой систему способов и средств обеспечения
игровой развивающей деятельности детей, и комплекс мер, направленных на подбор
игровых средств и оборудования, разработку техник и технологии их использования
в условиях конкретного дошкольного учреждения, должна включать в себя и элементы
психотерапии.
Игровой опыт,
таким образом, терапевтичен, поскольку в игре создаются безопасные отношения
между ребенком и взрослым так, что ребенок свободен утверждать себя так, как
умеет, и быть в точности таким, каков он в данный момент, собственным способом
и в собственном темпе [2 с. 17]. Все вышесказанное как нельзя лучше отражается
в высказывании Ф. Роджерса: «Чтобы вырасти здоровыми, детям не требуется уметь
читать – им требуется уметь играть».
Литература:
1.
Воронина
С.В., Кухаренко Р.Ю. Кенгуру: Тренинг раннего развития в паре мама – ребенок. –
СПб.: Речь, 2008.
2.
Зинкевич-Евстигнеева
Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2008.
3.
Лэндрет
Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М.: Международная педагогическая
академия, 1994.
4.
Лэндрет
Г.Л. Новые направления в игровой терапии. Проблемы, процесс и особые популяции.
– М.: Когито-Центр, 2007.
5.
Ткаченок
Т.И., Терешко М.Е. Игротерапия в профилактике детских страхов:
Методико-практический материал. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»., 2003.
6.
Харисова
Е. Центр игровой поддержки // Учительская газета, 2010.
7.
Экслайн
В. Игровая терапия. – М.: Апрель Пресс, 2007. _______________________________________
Источник: Барсукова О. В. Элементы игротерапии в работе с детьми раннего возраста и их родителями (из опыта работы в Центре игровой поддержки) [Текст] / О. В. Барсукова // Молодой ученый. — 2012. — №3.
http://www.moluch.ru/archive/38/4355/
|