Четверг, 23.11.2017, 10:18Главная | Регистрация | Вход

Категории раздела

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Статья: "Раннее развитие: а надо ли спешить?"

Самкова И.А.

Педагог-психолог

"Супер мама" № 2/апрель-июнь/ 2007 г.

 

РАННЕЕ РАЗВИТИЕ: А НАДО ЛИ СПЕШИТЬ?

    «Мозг ребенка интенсивно растет только до трех лет! Буквы, цифры, геометрические фигуры, репродукции и сонаты... Как много надо успеть!» И вот мама рисует умные карточки, облепливает холодильник магнитной азбукой и водит двухлетнего отпрыска в музей чаще, чем в парк аттракционов...

    С физиологической точки зрения мозг ребенка, действительно, особенно интенсивно формируется в первые три года жизни, и обучить малыша, например, чтению в это время гораздо легче, чем когда мозг уже сформирован окончательно. Но для чего нам надо, чтобы двух-трехлетний ребенок читал?

    Парадокс раннего развития — в самом термине. Что такое «развитие»? Процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное.

    Добавляя слово «раннее», мы получаем сочетание, которое означает, что данный процесс происходит раньше. Раньше, чем организм готов к нему. Или раньше, чем человек сам захочет заняться этим. Или раньше по времени, но в целом уже при готовом организме. Только в последнем случае можно говорить, что ребенок сам (без давления взрослых) проявил раньше сверстников определенные способности и таланты. Два первых же варианта указывают на то, что родители, пренебрегая законами природы или интересами ребенка, форсировали события и натаскали, вдолбили...

 ЗАЧЕМ НАМ ДЕТСТВО?

    Современные люди культивируют интеллект и образованность. Это же делают и некоторые родители, отодвигая на второй план многие очень важные аспекты человеческой жизни. А ведь каждый период взросления необходим человеку для приоритетного развития определенных качеств и умений. Когда и каких — написано в любом учебнике по классической психологии:

  0-3 года: приоритетное развитие двигательных навыков;

  3-7 лет: приоритетное развитие эмоциональной сферы;

  7-13 лет: приоритетное развитие интеллектуальной сферы.

    А это значит, что мы пренебрегаем мудростью природы, когда двухлетнему ребенку вместо велосипеда, о котором он мечтает, дарим развивающую настольную игру. Или когда отрываем от любимого пупса четырехлетнюю девочку, потому что «пора почитать». Мы мешаем ребенку научиться тому, чему нельзя будет научиться позднее. «Почему же нельзя чередовать велосипед и головоломки, игры в доктора и чтение?» — спросите вы. А проблема в том, что чередовать, то есть успеть все, не получается. Опыт показывает, что у мам и пап, которые активно развивают интеллект малыша, не остается времени и сил на что-то другое. Даже нежность и ласку, в которых любой ребенок нуждается больше всего на свете, они считают менее значимыми, чем ежедневные познавательные занятия.

 ГЕНИЙ ПОНЕВОЛЕ

     Заблуждаются те, кто полагает, что четкая грань между развитием и натаскиванием, навязыванием определяется по принципу, есть у ребенка интерес к занятию или нет. Некоторые мамы говорят: «Если ребенок с удовольствием рассматривает буквы в 10 месяцев, значит, ничего я ему не навязываю». А что ему остается делать? Ведь для малыша самое страшное — это безразличие родителя. Если взрослый играете ребенком, проявляет эмоции только за интеллектуальными или только физическими занятиями, то малыш на­чинает стремиться к ним, лишь бы удержать внимание мамы или папы, продлить общение. А у родителя формируется заблуждение, что это и есть истинный интерес его ребенка.

На практике это выглядит так. Предлагаешь соседке сходить с двухлетними ма­лышами на детскую площадку полазить-покататься, а она в ответ: «Да что там делать? Он вцепится в горку, а мне его снимать и поднимать. Пустое это, мы лучше здесь на лавочке книжку будем читать. Он очень любит, когда я ему читаю!». Конечно, любит, но давайте признаем, что если бы двухлетнему ребенку позволили выбирать, это была бы не книжка! Проблема в том, что родители часто игнорируют интересы детей.

 ОБЩЕНИЕ - ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ

     Любопытно то, что большинство модных развивающих методик основывается на банальной механической памяти, которая есть

у всех детей от рождения. Но память не равняется уму. Если даже трехлетний «гений» знает наизусть трехтомник Пушкина — это не значит, что он умеет мыслить логически. А мерой успешного интеллектуального развития ребенка является только умение решать логические задачи. Сначала типа «куда спря­тали куклу?», позже — сложнее и сложнее. Парадокс в том, что логике нельзя «натаскать», а вот в ежедневной жизни есть масса поводов ее тренировать: почему зимой люди в шубах, а летом — в шортах? о чем (а не о ком!) этот мультик? Общение — это самый простой и гениальный способ развивать ребенка. А если к тому же родителям набраться храбрости, терпения и позволить ребенку самостоятельно изучать мир... Правда, придется разрешить ему валяться в снегу, превращать кастрюлю в барабан, карабкаться на высокий турник... Зато вы создадите естественную развивающую среду. Помните: истинно развивает маленького ребенка не пичканье знаниями, а гармоничное распределение нагрузки на интеллект, чувства, тело и, что особенно важно, возможность для самовыражения, творчества, способность воспринимать прекрасное и просто радоваться жизни! Научите кроху любить жизнь, получать удовольствие от поиска и труда. Тогда всего, о чем вы меч­таете, он достигнет, но при этом в раннем детстве будет радоваться и смеяться, а не только играть в буквы и считать кружочки.

   И будьте спокойны: при таких обстоятельствах интеллект малыша не «зачахнет». Каждый ребенок рождается с ориентировочным рефлексом, который заставляет его повсюду совать нос. Поэтому малыш терпеливых и вни­мательных родителей годам к трем наверняка попросит: «Мама, покажи, как слова получаются, я хочу сам почитать книжку!» или спросит: «Если к двум картошкам добавить одну, будет три, да?» Подобные просьбы, вопросы и озна­чают готовность организма так распределить свои силы, чтобы их хватило и на освоение новых, достаточно сложных навыков. Вот почему фактически у всех четырехлетних детей есть интерес к учебе (конечно, если его не загубили чрезмерные и несвоевременные усилия родителей). И вот почему только после четвертого дня рождения детям действительно пора начинать систематически учиться. А до этого позвольте им просто наслаждаться чудесным миром вокруг!

Категория: Мои статьи | Добавил: Kseni_ja (28.03.2012)
Просмотров: 557 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017 | Сделать бесплатный сайт с uCoz