Четверг, 23.11.2017, 10:21Главная | Регистрация | Вход

Категории раздела

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Модель коррекционно-развивающей работы для детей со школьной дезадаптацией 6-7 лет методические рекомендации
Модель коррекционно-развивающей работы для детей
со школьной дезадаптацией 6-7 лет
методические рекомендации
Адаптация к школе

Под адаптацией к школе шестилетнего ребёнка следует понимать:
а) физиологическую адаптацию, как процесс приспособления функций организма ребёнка к условиям обучения в школе;
б) социально-психологическую, как процесс активного приспособления системы «ребёнок-взрослый», «ребёнок-ребёнок» к новым условиям взаимодействия. Социально-психологическая адаптация включает развитие познавательной сферы ребенка и его умение подчинять восприятие, память, мышление, воображение задачам, которые ставят перед ним в процессе учения.
Адаптация к новым социальным отношениям и связям, в которых начинает проявляться личность ребенка, определяется по тому, как ребенок входит в новый коллектив сверстников, какое место начинает занимать в классе, как общается со сверстниками и взрослыми, как относится к школе, к самому себе как школьнику.
Большое значение при адаптации ребенка к школе имеет уровень образования родителей, отсутствие конфликтных ситуаций в семье, правильные методы воспитания, полноценное общение с ребенком, заинтересованность в подготовке ребенка к школе.
Причины школьной дезадаптации

Они могут быть субъективного и объективного характера.

Субъективные причины дезадаптации:
1. Недостаточный уровень мотивации к обучению в школе. Негативное отношение к школе, первичными причинами которого могут быть недостаточно профессиональная работа дошкольных учреждений, образец отрицательного отношения к школе братьев и сестёр и т. д.
Вторичное разрушение мотивации происходит непосредственно в процессе обучения.
2. Несформированность элементов и навыков учебной деятельности, причиной которой могут быть как индивидуальные особенности развития интеллекта, так и педагогическая запущенность.
3. Неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности. Причиной могут быть неблагоприятная семейная обстановка, неправильные методы воспитания, неправильная организация режима дня ребёнка, а также последствия осложнений при беременности и родах у матери.
4. Неспособность приспособиться к темпу школьной жизни. Чаще это бывает у детей соматически ослабленных, с задержкой физического развития, нарушениями в работе анализаторов.
Объективные причины школьной дезадаптации:
1. Неправильное отношение учителя к ученику.
2. Неправильная организация учебного процесса.

В зависимости от выраженности симптомов и их сочетания
различают следующие формы адаптации- дезадаптации
1. Норма – благоприятное протекание адаптации, сопровождающееся слабой
выраженностью или отсутствием негативных симптомов дезадаптации.
2. «Скрытые» формы дезадаптации (ДА):
1-я степень – начальная форма «скрытой» ДА. Характеризуется средним уровнем работоспособности, сниженным эмоциональным тонусом, частичной расторможенностью, плаксивостью. повышенной утомляемостью. Желание ходить в школу неустойчиво. Старателен, но медленно включается в учебный процесс, активность сменяется пассивностью, адекватно реагирует на замечание. В поведении наблюдается тревожность, неуверенность.
2-я степень – прогрессирующая форма «скрытой» ДА. Характеризуется низкой работоспособностью, высокой утомляемостью, ребёнок не может сосредоточиться, плаксив, обидчив, раздражителен. Иногда жалуется на головную боль, тошноту, боли в животе. Отношение к школе негативное, пассивен на уроке, на просьбу отвечать - молчит, равнодушен к неудачам.
Нуждается в постоянном контроле и помощи учителя. Эпизодически наблюдается агрессивность к детям как защитная реакция организма.
3. «Открытые» формы дезадаптации
3-я степень- начальная форма «открытой»ДА. Характеризуется средне- низким уровнем работоспособности, импульсивностью, расторможенностью, внимание неустойчиво, снижен аппетит, беспокойный сон. На уроке не собран, быстро теряет интерес к заданиям, в учебной деятельности иногда создаёт конфликтную ситуацию.
4-я степень- прогрессирующая форма «открытой» ДА. Характеризуется низкой работоспособностью, высокой утомляемостью, импульсивностью, расторможенностью, раздражительность переходит в агрессивность.
Негативное отношение к школе, учителю, быстро теряет интерес к заданиям, отказывается их выполнять, равнодушен к неудачам, негативно относится к замечаниям, мешает на уроке, нуждается в постоянном контроле. Отмечается спад в успешности обучения, в общении с учителем проявляется демонстративность. Кривляется, отказывается выполнять требования учителя, создает конфликтную ситуацию. В общении с детьми агрессивен, обзывает детей, жалуется учителю.

Задачи коррекционно-развивающей работы:
1. Диагностика причин дезадаптации
2. Выявление ресурсов развития, возможностей семьи и школы
3.Выбор коррекционно-развивающей программы, учитывающей как причины
дезадаптации, так и выявленные ресурсы с целью доразвития необходимых
структур личности ребенка в искусственно созданных условиях и перенос
сформированных навыков в социальную ситуацию развития ребенка,

Цели психологического вмешательства:
1. Изменить состояние ребенка, создав «поддерживающую среду» и
организовать формирование функций, способствующих дальнейшему
развитию.
2. Изменить отношение взрослых к ребенку, информируя их о состоянии и
возможностях ребенка и, создав у них ожидания по его выходу из кризиса к
дальнейшему развитию.
Психолог может осуществлять воздействие не только непосредственно (в режиме индивидуальной и групповой работы), но и через родителей и учителей, меняя через них систему требований и подчинения их актуальной ситуации развития ребенка.

Этапы коррекционно-развивающей работы:
1. Создание искусственной коррекционно-развивающей среды со специально-
организованной деятельностью, соответствующей выявленному уровню
развития ребенка, т.е. среда, в которой деятельность ребенка будет
успешной. При этом требования к ребенку (в школе и дома) должны быть
на некоторое время ослаблены.
2. Перенос отдельных наработанных навыков в актуальную ситуацию его
жизнедеятельности и организация способов их закрепления.
3. Расширение искусственно созданной среды до актуальной ситуации
развития ребенка, формирование цели его дальнейшего развития и
мотивации достижения.
Схемы и процедуры коррекционно-развивающей работы
Индивидуальная работа
Ее проведение возможно в следующих режимах:
1. Первичный приём, на котором осуществляется беседа с родителями и ребенком, диагностика проблем ребенка, выбор направления коррекционно-развивающей работы, планирование программы и мероприятий, включающих родителей и других значимых взрослых в процесс коррекции.
2. Коррекционно-развивающая работа в индивидуальном режиме
(возможны приёмы в присутствии родителей). Часть программы
осуществляется в режиме домашних заданий, которые выполняются
ребенком самостоятельно или с помощью заинтересованных взрослых.
3. Консультативный режим. 2-3 визита к психологу за время работы.
Коррекционная программа в основном осуществляется под руководством
родителей. Родители могут обратиться к психологу за помощью в
процессе работы, специалист периодически получает обратную связь о
результатах работы.
Групповая работа
1. Групповая работа в форме коррекционно-развивающего тренинга при
стабильной группе участников и заранее составленной программе.
2. Групповая забота в группе с меняющимся составом при гибкой
программе. В этом случае в работу можно включать родителей, сочетать
групповую работу с индивидуальной.
Для отработки и подкрепления навыков даются домашние задания.
Этапы и способы коррекционно-развивающей работы:
1. Определение актуального уровня и зоны ближайшего развития ребенка, а
также ресурсов его развития и обсуждения с ребенком и родителями
возможностей и способов их использования в имеющейся социальной
ситуации.
2. Помощь в формировании позитивной цели ребенка, т.е. создание его
модели потребностного будущего, а также ориентация ребенка на
достижение поставленной цели с учетом его потребностей и личностных
особенностей.
3. Выбор способов достижения поставленных целей, включающих
программу и режим занятий в искусственно созданных условиях, а также
способы переключения сформированных навыков на социальную
ситуацию развития ребенка.
Любая индивидуальная программа предусматривает следующие основные шаги:
1. Блок работы с эмоциональным состоянием, мотивацией и самооценкой.
2. Блок развития структур головного мозга, согласованной работы систем
восприятия, контроля программирования целенаправленных двигательных
актов.
3. Блок развития когнитивных процессов и навыков учебной деятельности,
4. Блок формирования навыков общения и социальных норм поведения.
Конкретное содержание и режим занятий выбирается с учетом выявленного при обследовании «центра тяжести» основных проблем ребенка.
В случае, когда основная проблема лежит в сфере его эмоционального состояния (тревожность, страхи, депрессивное состояние), в первую очередь, необходима работа методом психотерапевтического воздействия.
Если страхи имеют реальную основу в виде враждебного отношения к ребенку окружающих, то необходима также работа с социумом (например, родителем или учителем) по изменению этого отношения, а также одновременная работа по изменению типа реагирования ребенка. Если страхи ребенка связаны с психологическими искажениями раннего детства, то результатом является недоверие ребенка к миру как общая установка, определяющая способ его реагирования. Ее изменяют также с использованием методов психотерапии (например, символ-драмы).
Депрессивное состояние, в целом, характеризуется отсутствием ресурса развития, то есть неготовностью ребенка к когнитивному и личностному росту. В этом случае необходима консультация детского психоневролога.
Состояние тревожности сопровождает любую стрессовую ситуацию. Оно может быть уменьшено путем введения ребенка в ситуацию успеха в специально созданной среде. Однако, если тревожность обусловлена повышенной чувствительностью как типологической чертой личности, она не может быть уменьшена ниже определенного уровня. В последнем случае повышение стрессоустойчивости ребенка должно быть связано с обучением его способам поведения и эффективного взаимодействия, соответствующего его личностному стилю.
Если основная проблема связана с несформированностью структур головного мозга и согласованной работы анализаторов, то решение этих проблем осуществляется при использовании телесно-ориентированного тренинга и методов обучающей кинезиологии.
В случае несформированности когнитивных процессов и навыков учебной деятельности используются методы когнитивного тренинга, а также различные развивающие программы.
Если проблемы связаны с несформированностыо социальных навыков и трудностями общения, используются элементы коммуникативного социально-психологического тренинга.
Все перечисленные методы в разных сочетаниях используются при составлении индивидуальной коррекционной развивающей программы.
Так, при преодолении школьной тревожности необходимо:
1) снизить, смягчить силу потребностей, связанную с внутренней позицией школьника;
2) развить и обогатить оперативные навыки поведения, деятельности, общения.
Основные используемые методы в этом случае:
1) методы последовательной десенсибилизации;
2) метод «отреагирования» страха.
Можно использовать игры-драматизации, например, «В очень страшную-страшилищную школу». Хорошо читать, дополнять и разыгрывать отрывки из книги Э.Успенского «Школа клоунов». При этом происходит снятие восприятия правил, как категорических требований при одновременном осознании значения правил, что способствует развитию произвольности.
В качестве примера групповой работы приведем описание методики развития основ произвольности психической регуляции и коррекции недостатков внимания.

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОСНОВ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ

Основные, используемые методы в данном случае, приемы психогимнастики, эмоционально коммуникативного, поведенческого тренингов, аутотренинга.

Структура каждого занятия состоит из двух частей:
I. Общая разминка. Обязательно используются игры на развитие
внимания (например, «Что изменилось с этой комнате», «Угадай, кто
прикоснулся, кто подошел, кто крепче пожал руку» и т.п.) и любая
подвижная игра.
2. Психогимнастика - овладение навыками контроля двигательной и
эмоциональной сферы.
Важно чередовать противоположные по характеру движения, сопровождаемых попеременным мышечным напряжением и расслаблением.
Можно использовать игры и упражнения , примеры вариантов планирования занятий, описанные в следующей литературе:
1. Чистякова М.И. Психогимнастика, М., 1995.
2. Овчарова Р.В. Ребенок приходит в школу. М., 1996.
3. Коротаева Е. Хочу, могу, умею! М., 1997.

ПРОГРАММА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕДОСТАТКАХ ВНИМАНИЯ

I часть - диагностико-мотивирующая;
II часть - формирующая (10-15 занятий);
III часть - поддерживающая.
Первые две части проводятся психологом, третья часть - родителями.
Каждое занятие состоит из двух блоков;
1. Развитие основных свойств внимания.
2. Развитие произвольности за счет развития и укрепления волевых качеств
личности.
Задачи диагностико-мотивирующей части:
- определить уровень развития внимания;
- сформировать исходный уровень мотивации у школьников на работу с психологом.
Диагностико-мотивирующая часть психокоррекционной программы проводится в индивидуальном порядке.
Формирующая часть (каждое занятие 60-90 минут групповой работы)
Задачи:
коррекция основных свойств внимания;
развитие произвольности внимания.
Примерный план групповых психокоррекционных занятий для детей 6-7 лет с недостаточным развитием произвольного внимания, сопровождающимся повышенной двигательной активностью, импульсивностью
Занятие 1
Цель: развитие способности к сосредоточению, устойчивости внимания. снятие эмоционального напряжения, формирование установки к сотрудничеству.
1. Беседа, в ходе которой психолог объясняет детям, как будут проходить занятия, для чего они нужны. Расспрашивает, какое любимое занятие у каждого из них с целью познакомиться поближе, установить эмоциональный контакт.
2. Подвижная игра «Зеваки» (Чистякова М. И., 1990 ) Все играющие ходят по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.
3. Упражнение на внимание «Найди отличие» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.) Дети по очереди рисуют на доске какой–нибудь рисунок и отворачиваются. Психолог дорисовывает несколько деталей. Дети должны сказать , какие изменения произошли.
4. Игра «Возьми и передай!» Дети сидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу какой–нибудь воображаемый предмет. Со стороны должно создаться впечатление, что они действуют с реальными предметами.
5. Психомышечная тренировка «На берегу моря». Вдоволь наигравшись в воде, дети выходят на берег и ложатся на прогретый солнцем песок пляжа. Закрывают глаза от яркого солнца. Раскидывают в приятной лени руки и ноги.

Занятие 2
Цель: Формирование мотивации к посещению занятий, желания сотрудничать; развитие устойчивости внимания, самоконтроля.
1. Приветствие, беседа на свободную тему (установление эмоционального контакта)
2. Разминка: «Запрещённое движение». Дети стоят лицом к ведущему. Повторяют движения рук, которые показывает ведущий. Затем выбирается движение, которое повторять запрещается. Тот, кто повторит движение, выходит из игры.
3. Игры на внимание:
«Ищи безостановочно» В течение 10-15 с. увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (одного размера , одной формы и т. д.) По сигналу один ребёнок начинает перечислять, другие его дополняют.
«Запоминай порядок». Играющим показать в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд., убрав их, спросить о последовательности в их расположении.
5-6 человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Ведущий на 30-40 с. поворачивается в их сторону и, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.
4. Чтение сказки «Чертёнок, или Мальчик-наоборот. (Психогимнастика. М.И. Чистякова.)
Мальчик-чертёнок жил на болоте. Иногда, по тропинке, мимо болота проходили люди. Чертёнку очень нравились люди, он хотел тоже им понравится, поэтому, как увидит кого-нибудь, тотчас вспрыгнет на кочку и давай плясать на ней - только грязная вода во все стороны летит. Проходящие почему-то ускоряли шаг, зажимали себе нос, отворачивали от чертёнка лицо. Чертёнок не знал, что запах тухлой воды неприятен, что кривляние и гримасы пугают, а его мокрая драная одежда, усеянная пиявками и улитками, вызывает у всех тошноту.
Но вот однажды по этой тропинке шёл добрый человек. Он не отвернулся от чертёнка, не зажал нос, а подозвал его к себе. Добрый человек вытащил из кармана волшебную булавку и пристегнул её к одежде чертёнка. И в тот же миг не стало болота, а перед ним стоял красивый и чистенький мальчик.
Мальчик, бывший чертёнок, попросился жить к доброму человеку.
Вот стали они жить вместе Добрый человек говорит: «Открой дверь!» - а мальчик её плотнее закрывает; «Причешись» - а мальчик лохматит себе волосы.
Добрый человек понял, что из чертёнка получился мальчик-наоборот. Он не ругал мальчика, а стал сам всё говорить наоборот: «Поколоти эту плаксу – девочку» - а мальчик начинал её успокаивать. Так они и жили.
Обсуждение сказки. Рисование персонажей.
5. Упражнение на мышечную релаксацию «На берегу моря».

Занятие 3
Цель: Развивать навыки волевой регуляции, способность к концентрации внимания.

1. Приветствие, разминка.
«Я вижу…» (Карпова Е. В., Лютова Е. К.; 1999 г.)
Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: «Я вижу…».
Повторять один предмет дважды нельзя.

2. Упражнение на внимание – работа с корректурными пробами;
3. Рисование на тему «По дороге в школу»;
4. Обсуждение рисунков детей;
5. Подвижная игра «Король сказал». Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова «Король сказал». Кто ошибается, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. д.

6. Упражнение на релаксацию.

Занятие 4
Цель: Та же.
1. Хлопки по кругу.
2. «Путаница». Ведущий выходит за дверь, а дети сами запутываются. Ведущий должен их распутать. Упражнение на невербальное общение: поздороваться, глядя в глаза друг другу. Попрощаться таким же образом.
3. Упражнение на внимание: работа с корректурными пробами.

Упражнение «Найди отличия».
Ребятам раздают по паре одинаковых рисунков с мелкими отличиями. Нужно найти найти, чем отличаются. Например, 2 клоуна и 2 матрёшки.
4. Подвижная игра «Замри» (Чистякова М. И., 1990) Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны – вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бёдрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка – оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.
5. Игра «Путь доверия». Укрепляет доверие внутри группы, развивает тактильное восприятие. Один ребёнок надевает повязку на глаза, второй ведущий. Ведущий подводит товарища к разным предметам, тот определяет на ощупь, что это. Потом звенит колокольчик, и ребята меняются местами.
6. Упражнение на релаксацию.

Занятие 5
Цель: развитие произвольного внимания, воображения.
1. Игра «Прикосновение» развивает любознательность, внимательность, тактильные ощущения. Используется, как разминочная.
Сесть в один общий круг, осмотреться по сторонам. А затем ребята по очереди дотрагиваются до чего-нибудь и сообщают, что это такое. Потом можно походить по комнате, дотрагиваясь до разных предметов и описывая их. В конце игры можно что-либо нарисовать из того, до чего дотронулся.
2. Хлопки по кругу.
3. Сочинение истории вместе на тему «Как непослушный заяц в школе учился». Каждый по кругу придумывает продолжение истории.
4. Подвижная игра.
5. Упражнение на внимание: работа с корректурными пробами, игра «Что слышно». Дети внимательно прислушиваются к посторонним звукам и называют их.
6. Упражнения на релаксацию.

Занятие 6
Цель: развитие внимания, воображения, самоконтроля, умения слушать.
1. Разминка. Побросать мяч по кругу, называя имя того, кому бросаешь.
«Зеркало». Группа разбивается на пары. Один отражает, а второй совершает действие (умывается, есть, причесывается). Делать медленно.
2. Игра «Камень мудрости». Игра улучшает взаимодействие, дает возможность контролировать свое поведение. Пока камень находится в руках у одного ребенка, остальные говорить не могут. Затем камень передается другому и т.д. Можно передавать камень ребенку, который просто хочет чем-то поделиться.
3. Игра на внимание. «Кто во что одет». Все смотрят внимательно на одного участника, потом он выходит из комнаты, а ребята должны вспомнить, во что он одет, какого цвета одежда.
4. Подвижная игра «Ловим комаров» (Лютова Е. К., Монина Г. Б.) Скажите детям: «Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде «Начали!» вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочерёдно, то одновременно. Каждый ребёнок будет «ловить комаров» в своём темпе и в своём ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде «Стой!» вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на своё усмотрение). Готовы? «Начали!»… «Стоп!» Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь – снова за заботу!»
5. Игра на воображение «Кляксы». Лист бумаги складывают пополам. На одной стороне ставится клякса. Потом лист складывается, разворачивается и ребята придумывают, какой предмет или что-то другое получилось.
6. Упражнение на релаксацию.

Занятие 7
Цель: Развитие произвольного внимания, самоконтроля, коррекция двигательной активности.
1. Разминка. Игра «Фотограф». Ведущий запоминает расположение участников группы и выходит за дверь. Ребята проводят три изменения в своей композиции. Ведущий должен восстановить исходную композицию.
Пантомима. «Я люблю», «Я не люблю». Ребята показывают, что они любят. Остальные узнают по движениям.
2. Игра «Камень в ботинке». Психолог спрашивает у ребят, что они чувствуют, что делают, если в ботинок попал камешек. Ребята отвечают. Затем психолог говорит о том, что у каждого может быть какая-нибудь неприятность, сравнивая с камешком в ботинке. Если об этом рассказать, поделиться, то станет легче. Это как избавиться от камешка в ботинке.
3. Подвижная игра «Ручеек». Дети делятся на пары. Пары берутся за руки и поднимают руки вверх. Пара становится за парой, образуя проход. Один ребенок остается. Он проходит под руками, выбирая себе кого-нибудь. Оставшийся один проделывает то же самое.
4. Упражнение на внимание. Ведущий называет и повторяет один-два раза несколько движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.
5. Рисование на свободную тему.
6. Упражнение на релаксацию.

Занятие 8
Цель: Подведение итогов групповых занятий.
1. Беседа с детьми, с родителями о том, что дал им курс проведенных занятий.
2. Прощание, «сладкий стол».

По результатам групповых занятий детям, у которых корректирующее воздействие малозаметно, целесообразно предложить индивидуальные занятия.

Рекомендуемая литература

1. С. А. Игумнов. Клиническая психотерапия детей и подростков. Минск: «Белорусская наука», 2001
2. Р. В. Овчарова. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера, 1996
3. Чистякова М. И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990 г.
4. Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. Шпаргалка для взрослых. М: Генезис, 2000.
Категория: Мои статьи | Добавил: kmn987 (13.08.2011) | Автор: митина надежда николаевна E W
Просмотров: 1842 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017 | Сделать бесплатный сайт с uCoz